Мода и стиль 1880 годов

В первой половине 1880-х мастера костюма создали один из самых удачных произведений своего искусства. На смену тяжелым и неудобным кринолинам, которые изменяли женские пропорции, создавая неестественные формы, пришел костюм, из которого все лишнее было убрано. Женская фигура освободилась от нелепых и подчас уродующих форм и образований.

Мастера костюма 1880-х представили женскую фигуру в данной ей от природы гармонии. Главная роль принадлежала корсету, но уже такой конструкции, в которой было предусмотрено подражание естественным линиям тела, с некоторым совершенствованием фигуры. Корсет полностью обхватывал торс, придавал стройность и определял естественное нахождение линии талии и бедер.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

В платье первой половины 1880-х ткань плотно прилегала к корсету, повторяя его плавные линии. Создавалась скульптурная чистота и выразительность образа. Платья любого назначения в этот период делают и спереди, и сзади одинаковой длины, оставляя видимой туфельку, однако сзади образовывался небольшой трен (то же, что и шлейф).

В нарядных платьях длина трена увеличивалась, его богатое убранство как раз и свидетельствовало о назначении платья. Трен в какой-то степени имел сходство с русалочьим хвостом. Сзади была пришита петля, которую надевали на кисть руки, что позволяло управлять этим «хвостом», перемещая его влево или вправо при движении.

«(Аннинька) явилась в столовую к чаю в великолепном шелковом платье, шумя треном и очень искусно маневрируя им среди стульев». (Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы).

Мода и стиль 1880 годов
Пьер Огюст Ренуар «Танец в Буживале»

Мода и стиль 1880 годов
Пьер Огюст Ренуар «Танец в городе»

Требовалось достаточное умение, и может быть, искусство, двигаться, изворачиваться, увертываться вместе с этим необычным «хвостом».

При обзоре моды того времени ее часто называют «нагая мода», «нагое платье». Такими определениями часто объясняли место, отведенное женщине в том буржуазном мире. А в лучших произведениях литературы и живописи можно было увидеть и прочитать о положении женщины того времени.

Огюст Ренуар знакомит нас с прелестными женщинами, одетыми по последней моде, в платьях, преподносивших красивое тело как ценность, которой она обладала. Ги де Мопассан и Эмиль Золя в своих литературных произведениях рассказывают не только о жизни буржуазного общества, они параллельно описывают костюмы действующих лиц. Эти описания помогают нам оценить, насколько важно было мастерство портного в создании притягательного образа, которым женщина гордилась, и как часто совершенство этой оболочки использовалось как предмет торговли своим телом.

Мода и стиль 1880 годов
Шарль Гирон «Парижанка»

«…На ней было бледно-голубое кашемировое платье, четко обрисовывавшее ее тонкую талию и высокую грудь. Голые руки и шея выступали из пены белых кружев, которыми были отделаны корсаж и короткие рукава…». «…Темное, очень простое платье облегало и обрисовывало всю ее фигуру». «Рене носила декольте с таким презрением к посторонним взглядам, столько спокойствия и нежности было в ее наготе…мужчины проталкивались вперед, чтобы увидеть…этот цветок, созданный для неги, с атласной кожей и наготой статуи…».

Критики того времени замечали, что картины Огюста Ренуара имеет тесную связь с действительностью, которая рассказана в живописи о парижанках того времени. Женские образы, созданные Ренуаром, могут и сегодня послужить для творческого вдохновения современных дизайнеров.

Именно в это время одним из самых изысканных кроев женских платьев был крой «принцесс». Его часто шили из валансьенского кружева, бархата или органди (тонкая мягкая хлопчатобумажная ткань, чуть плотнее кисеи).

Мода и стиль 1880 годов
Пьер Огюст Ренуар «На террасе»

Чтобы вылепить скульптурное изваяние, облаченное в костюм той эпохи, требовалось большое искусство портного, так как крой первой половины 1880-х, казавшийся простым, состоял из множества деталей. Юбки часто были многослойные с драпировками, плиссировками, треном. Костюм дополнялся всевозможными декоративными элементами и аксессуарами – жабо, муфточками, сумочками, шляпками, перчатками, зонтиками и т.д.

Шляпки были с небольшой тульей и приспущенными широкими полями. Они украшались страусовыми перьями, искусственными цветами.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

Казалось бы, мода первой половины 1880-х настраивалась на естественные формы тела, на эстетические ценности женской фигуры, и впоследствии должно лишь все совершенствоваться, однако…

Мода последующего пятилетия перечеркнула все приобретения и творения предыдущего… Снова вернулся турнюр.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

Мода второй половины 1880-х годов

Во второй половине 1880-х годов турнюр не только вернулся, но и приобрел фантастическую форму. Он стал более причудливый по конструкции, создавал противоестественные линии и пропорции в женской фигуре. Костюм был с высоко закрытым лифом, почти под самый подбородок, с длинным шнипом, рукава чаще всего были длинные узкие или ¾, верхняя часть тела визуально была вытянутой.

Условия жизни того времени с общественным городским транспортом и уже работающих женщин, заставили укоротить юбку. Теперь и в нарядной, и повседневной одежде край юбки открывал почти всю туфельку. Юбка представляла собой громоздкую массу с множеством оборок, рюшей и драпировок, спадающих с турнюра.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

Весь облик женщины выглядел карикатурно. Пропорциональные соотношения между верхом и низом были нарушены, громадный турнюр диссонировал со строгим лифом и торчал сзади почти под прямым углом к женской фигуре, создавая впечатление огромного ящика за спиной модницы. Так представлялось в то время художественное совершенство форм. На такие избыточные пышности посыпался град карикатур. Здравомыслящая публика, или, как сегодня называют, думающие люди были крайне возмущены такими сооружениями.

Внутренние конструкции турнюров в 1880-х годах были значительно легче тех, которые надевали дамы в первой половине 1870-х. Они представляли собой различные проволочные композиции, закрепленные на металлическом поясе, с помощью которого турнюр находился в горизонтальном положении.

В это время расцветает искусство басонных работ. Басон от французского passement – галун, тесьма. Костюмы обогащаются декоративными элементами в виде кисточек, бахромы, шнура, галуна, помпонов часто узорных и плетеных. Все эти детали изготавливались из различных материалов, оплетались шелком и вышивались бисером – все это вносило красоту и изысканность.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

Декоративные композиции выгодно оттеняли текстуру разнообразных тканей. И более всего модницы украшали свой турнюр, создавая его еще более громоздким. Казалось бы, совсем недавно, всего пару лет назад в первой половине 1880-х, можно было восхищаться красотой и пластикой женского тела, естественными плавными линиями и гармоничными пропорциями, а теперь – вызывающие нелепые формы турнюра, похожего на диван, прикрепленный к моднице.

Рукава часто двухшовные, присобранные по окату и чуть приподнятые над плечом. Эта была тенденция к увеличению головки рукава. В дальнейшем, уже в 1890-х годах, она получит наибольшее развитие, превратив теперь уже рукав в необъятные формы.

Корсет во второй половине 1880-х также имел назначение выделить бюст, талию и плавно подчеркнуть бедра. Громадный турнюр требовал сбалансировать его противовесом – большим бюстом. Кому-то из модниц потребовалось создавать его прокладками или визуально – сильно затянутой талией.

Мода и стиль 1880 годов

На белье также обратили внимание, его делали из тончайшего батиста, отделывая тончайшим кружевом валансьен. Панталончики оканчивались под коленом и прилегали к ногам, на них были вышитые воланчики или кружева. Шелковые чулки были серого, жемчужного или телесного цвета. Нижние юбки – из муслина носили сразу несколько штук.

Мода и стиль 1880 годов
Сара Бернар

В то время театр был для многих не только культурным развлечением, но и местом для демонстрации своих необычных туалетов, а значит, и талантов портных. Театр был и лабораторией моды, и ее подиумом.

В этот период критики искусства просто обязаны были рассказывать не столько об игре актеров, сколько о костюмах, в которых они были одеты. Этому придавала значение и сама публика. Актрисы смело демонстрировали новинки, провоцировали скандалы и тенденции. Главной иконой стиля 1880-х, да и многие последующие годы была Сара Бернар.

Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов
Мода и стиль 1880 годов

mylitta.ru